Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Ксения Ларина: «Патриотизм – это почти религия»

24 сентября гостем Сергиево-Посадского арт-кафе «Вишнёвый сад» была журналистка и ведущая эфиров радиостанции «Эхо Москвы» КСЕНИЯ ЛАРИНА. Ксения Ларина - ведущая программ «Дифирамб», «Родительское собрание», «Человек из телевизора», «Культурный шок», шеф-редактор журнала «Театрал».

Состоялся крайне интересный и откровенный разговор о состоянии российской журналистики и общества, политике и культуре, патриотизме и антизападничестве.

Предлагаем небольшой фрагмент беседы.

Ксения Ларина: «У нас многие путают анархию и свободу. Важны свободы: свобода личности, свобода высказываний, свобода творчества, свобода передвижения, свобода выбора.

Мы об этом много говорили с нашими либеральными реформаторами, например, с Борисом Немцовым. Они тоже эту ошибку признавали. Егор Тимурович Гайдар часто говорил про эту ошибку, которая потащила всё назад и уволокла нас в воронку, в которой мы оказались. Когда начиналась новая история России, появился новый политический и экономический уклад, казалось, что рынок потянет за собой массовое сознание, и оно изменится автоматически. Этого не случилось. Это была самая главная ошибка, которую реформаторы поняли позже.

Я вспоминаю, как аж в 1996 году Борис Немцов приходит на дебаты с документами, подписанными Сталиным, Дзержинским, пытаясь доказать своим оппонентам, чем по настоящему являлась кровавая Советская власть, что главным её делом было уничтожение собственного народа. И с ним там кто-то спорит. Боже мой, думаю я, как это возможно. Эти бесконечные рассуждения о Сталине: плохой он или хороший. ..

Тупик в самих этих дискуссиях, которые не могут сегодня быть дискуссиями. Были миллионы людей, которые погибли от того, что творилось в голове одного параноика, обезумевшего от чувства безнаказанности, безраздельной и вечной власти над огромной страной. Сколько можно это обсуждать? Сколько можно говорить про одно и то же?

Я не знаю, кто должен поставить точку в этих обсуждениях. Это как с Третьим Рейхом, аналогии с которым мы часто проводим. Точку в Германии поставило обновление нации, которая сказала себе: «То, что было – позорно для нашей страны и для нашей истории. Мы никогда больше не позволим сделать такое с нашей великой нацией». Германия этот огромный путь проделала довольно быстро, благодаря политической воле послевоенного руководства страны и давлению со стороны мирового сообщества.

Меня поразил тот факт, что немцев возили в бывшие концлагеря, и они своими глазами видели, что творили их соотечественники. Многие действительно этого не знали. И я в это верю. Так вот узнайте. У нас такого не произошло. Поэтому возникают памятники Калашникову и Ивану Грозному, и ещё бюст Сталину на аллее правителей".

Вопрос: «Как назначаются ведущие на прямые эфиры с такими людьми, как Максим Шевченко, Владимир Сунгоркин и им подобные? По скользящему графику или за дополнительную плату?

Ксения Ларина : «О, если бы за дополнительную плату, очередь бы стояла. (Смеётся – С. Ш. ). Это очень просто. Есть набор ведущих, которые работают в формате «Особого мнения». Однако, у нас сотрудники многофункциональные: сегодня он в «Особом мнении», а завтра новости читает. Эта работа по сменам – вот и всё. Никакого специального отбора не существует. Линейку «Особого мнения» в 5 часов ведёт всю неделю практически один и тот же человек, за исключением пятницы, когда я выхожу на эфир с Николаем Сванидзе.

И всё же есть люди, которые говорят: «Только не это! Можно меня не ставить на этот эфир?» Иногда бывает наоборот: люди которым становится скучно и которые понимают, что стали повторяться, просят Венедиктова поставить их на эфир с Шевченко. Это похоже на эпизод из «Сибирского цирюльника», где герой Марата Башарова бежит на кулачные бои, чтобы его избили. У нас тоже есть такие мазохисты, хотя я их не очень понимаю. Я не из тех, я хочу комфорта в эфире".

Вопрос : «Как изменить ситуацию в стране и куда подевались те люди, которые противостояли ГКЧП в 1991 году?»

Ксения Ларина : «Это те самые вопросы, которые мы обсуждаем постоянно – дома, на работе. А может, это всё наши иллюзии? Может, и людей не было никаких? Это просто кажется, что нас тогда было много. Люди выходили на улицу в крупных городах – в Москве, Ленинграде – для того, чтобы сопротивляться этому ГКЧП, как форме насилия и подавления. Но остальная огромная страна просто ждала. Номенклатура, хозяева регионов тоже ждали, кто победит.

Если бы Москва не проявила такого упорства и если бы в Москве не было Ельцина на танке, может, всё кончилось по-другому, и не надо было так долго ждать Владимира Путина – он пришёл бы гораздо раньше. Пессимисты говорят, что у нас такой народ. Валерия Ильинична Новодворская говорила, что нашему народу выборы доверять нельзя: обязательно выберут какого-нибудь кэгэбэшника. Собственно, она оказалась права. Нужна долгая просветительская работа с населением.

С другой стороны, мы пережили эпоху гласности, и мне всегда казалось, что знание оберегает от повторений ошибок, что человек, открывший для себя настоящую, страшную, трагическую историю своей страны и то, что от тебя прятали все те долгие годы, человек, который познакомился с текстами, которые были запрещены и прятались столько лет от целых поколений, должен в корне измениться. Мне казалось, что этого достаточно, чтобы этого больше не повторилось. Как можно, зная, что твоя страна построена на костях, к этому возвращаться? Как можно даже допускать мысль о том, что среди репрессированных не все были невиновные? Ведь так говорит наш нынешний министр культуры. Как только эта мысль попадает в голову человеку или обществу – всё, до свидания, ничего не будет.

Как всё это изменить? Начинать с начала. Общаться с молодёжью. Мой сын, когда по утрам встаёт, он даже «Эхо Москвы» не слушает, а включает канал Алексея Навального «Кактус». Он участвовал в избирательной кампании Навального, когда тот баллотировался в мэры Москвы. Он слушает в подкасте все наши «Особые мнения» с нормальными людьми. Я понимаю, что у него совсем другое ощущение от того, что сегодня происходит, не то, которое ему прививали в школе. Он, слава Богу, уже дано студент, взрослый человек.

Но с другой стороны, в свои 23 года он прекрасно понимает, что можно говорить, а что нельзя, или, точнее, что может навредить, и как с кем разговаривать. Да и каждый из нас ищет себе подобных».

Два застоя – брежневский и путинский

«Многие из моего поколения переживают дежавю. – обратился я к Ксении Лариной. - Такое ощущение, что мы снова оказались в брежневском застое: нам вернули советский гимн, нормы ГТО, пионерию в виде Юнармии, пропаганду, непрерывно вещающую о том, как страшно на Западе, в стране появились политзаключённые, людям внушили, что нынешний руководитель страны и нынешний строй – это навсегда. Но есть существенное отличие. В годы брежневского застоя считалось неприличным ругать Америку, наоборот, о ней говорили, как о недостижимом идеале. Сейчас многие молодые люди то ли в шутку, то ли всерьёз клянут эту страну. Что это за мода такая? Как вы объясняете это различие в двух застоях?»

Ксения Ларина : Это очень точно подмечено.Только я не про Америку, а про немного другое хочу сказать. В советское время, несмотря на то, что мы жили в лицемерном обществе, в не самой счастливой на свете стране, всё равно было ощущение, что нормальных людей большинство, что все люди всё понимают: что у нас за жизнь, что такое Брежнев, что такое съезд КПСС в телевизоре и его документы. Даже те советские журналисты, которые не чета нынешним пропагандистам, отработав в телевизионном или радиоэфире, обругав американскую и израильскую военщину, приходили домой и хохотали над всем этим в своём собственном кругу. Это было нормально, потому что все понимали, что всё это построено на вранье.

Моя семья не была семьёй диссидентов. Мои родители были обычными советскими людьми. Но всё равно у нас в ходу были антисоветские анекдоты, когда собирались гости, они хохотали над этим режимом. Они слушали на магнитофонах Высоцкого, Галича и Жванецкого, которых нигде невозможно было услышать, только на плёнках. Кассеты переписывались и переписывались и передавались друг другу.

Несмотря на то, что страна была огромная, 15 республик, было ощущение, что все люди нормальные. А сейчас ровно наоборот: ощущение, что нас – жалкая кучка, а вся остальная страна сошла с ума. Но это не мода. Антиамериканизм, истерический патриотизм, ненависть к Горбачёву и Ельцину, воспевание Путина и сегодняшнего путинского режима – это не мода, а почти религия, вера. У меня такое ощущение, что люди, которые это проповедуют или с этим согласны, в большинстве своём в это свято верят. Появилась какая-то новая общность российских людей, мыслящих именно так. Они так всегда говорят – и дома, и на работе, и со своими детьми».

Приход Гончарова. Не к власти, а к … Лариной

В.Д. Гончаров на встрече с Ксенией Лариной (Прошу прощения за качество фото)

На встречу с Ксенией Лариной пришли в подавляющем большинстве люди либеральных взглядов. Тем неожиданней было увидеть за одним из столиков экс-главу Сергиево-Посадского района Василия Гончарова. Это косвенно подтверждает данные о том, что нынешняя номенклатура очень внимательно слушает «Эхо Москвы», а не сумасбродную пропаганду федеральных каналов. С другой стороны, при «авторитарном» Василь Дмитриче в газетных киосках по всему городу и району свободно распространялись оппозицонные ему газеты «Зеркало» и «Золотое кольцо», во время предвыборных кампаний Гончаров не боялся выходить на жёсткие дебаты со своими оппонентами в прямом эфире. А НА ФОНЕ нынешнего марионеточного руководства Посада и района его фигура становится исполинской, сравнимой с Авраамом Линкольном или Уинстоном Черчиллем.

В ближайшее воскресенье

8 октября, в 19:00 в арт-кафе «Вишнёвый сад» концерт группы Artem Ayvazyan Band с необычным названием «#РОКАВСЯКОДЖАЗОПОП».

Артём Айвазян – трубач, композитор, бэндлидер. Вместе со своей группой он исполнит программу, состоящую исключительно из авторских композиций. Название программы отображает нетривиальный подход к созданию музыки, что выражается в неожиданном синтезе и смешении стилей, когда в одной композиции могут легко уживаться восточные мотивы в современной ритмике, роковый аккомпанемент и джазовые гармонии. В составе коллектива: Виктор Геравкер - саксофон, Сергей Алямкин - гитара, Влад Дубровин - клавишные, Евгений Ярын - бас, Виктор Кукормин - барабаны.

Сергей Шиляев

Источник: www.kopeika.org
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования